Статьи

Один дома

Оставить ребёнка первый раз одного дома — очень волнительный момент не только для ребёнка, но и для его родителей.

Первое, о чём начинают беспокоиться взрослые — это о безопасности ребёнка. В идеале этот момент продумать чуть ли не с рождения малыша. Ведь задача родителей — научить детей жить без родителей.

Необходимо задолго до того, как вы захотите оставить ребёнка одного, предусмотреть следующее:

  • Научить ребёнка, что на окно вставать нельзя, открывать окно нельзя. Многие родители любят ставить маленьких детей на подоконник, чтобы посмотреть в окошко. Ребёнку сложно понять, почему, например, с папой можно стоять на подоконнике, а одному нет. Поэтому я советую не использовать подоконник, как место игры и успокоения ребёнка. И в любом случае рекомендую поставить защиту на окна. Первое, что сделает ребёнок, когда испугается или ему покажется, что вас долго нет — это захочет посмотреть в окно, чтобы увидеть там вас! Это важно понимать!
  • Продумать внутренние замки на дверях. Сейчас на многих дверях есть замки, которые не открываются снаружи, в идеале, конечно, ещё до рождения ребёнка установить такой замок на достаточной высоте, чтобы даже стоя на стульчике ребёнок не смог дотянуться. Но если щеколда уже внизу и её нельзя убрать, тогда необходимо запретить вообще трогать дверь. Значит, все игры с кручением щеколд, ручек и замочков должны быть всегда под запретом.
  • Также очень важно, если вы уходите надолго (и даже если ненадолго), по возможности оставлять ключ от квартиры соседям, которым вы доверяете, предупредив их, что ребёнок дома. Чтобы при необходимости они могли прийти ему на помощь.
  • У ребёнка не должно быть доступа к лекарствам, химикатам, строительным материалам, розеткам, спичкам, ножам — это очень важно! Ведь ребёнку может стать скучно, а когда детям скучно, они, как правило, очень изобретательны. Также ребёнок должен знать, что эти вещи опасны, и ими можно пользоваться только вместе со взрослыми. Ребёнок должен знать, что в розетки ничего нельзя засовывать. В идеале, конечно, поставить защиту на все розетки.
  • Рассказывайте и по мере взросления обучайте ребёнка, как пользоваться бытовыми вещами: плита, чайник, микроволновка (какую посуду можно в неё ставить).

Чтобы убедиться, что ребёнок запомнил то или иное правило, вы всегда можете проиграть какую-то ситуацию на игрушках. Например, спровоцируйте игрушку, которой играет ребёнок, встать на окно. Посмотрите на реакцию малыша, его слова, действия. В конце игрушка, которой играете вы, должна похвалить игрушку ребёнка за то, что она не встала на подоконник, и при необходимости повторить все правила. Всё должно быть в лёгкой игровой форме. Если игрушка встала на окно — это не повод ругать ребёнка, а повод повторить и закрепить правила.

А когда именно можно оставить ребёнка одного дома?

Говорить о каком-то определённом возрасте я не могу. У всех разные обстоятельства и дети. Каждый родитель интуитивно понимает, готов ли его ребёнок. Но всё же есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание перед тем, как решиться оставить малыша дома:
  • ребёнок должен довольно-таки продолжительное время уметь себя чем-то самостоятельно занимать, не требуя вашего внимания;
  • у ребёнка не должно быть каких-либо страхов;
  • ребёнок должен уметь поднимать трубку телефона (в идеале и набирать номер самостоятельно), или уметь пользоваться рацией, часами со встроенным телефоном и т. п.;
  • сам ребёнок хочет остаться дома один.

Когда вам предстоит уходить, необходимо убедиться, что ребёнок помнит о правилах безопасности, что телефон заряжен, что малыш может им пользоваться. Также необходимо подумать о досуге для ребёнка во время вашего отсутствия. Если он ещё не понимает время, то необходимо объяснить ребёнку, когда вы вернётесь по-другому, например: «Этот мультик закончится, и я сразу приду».

Я не рекомендую уходить, когда ребёнок спит, даже если вы знаете, что обычно у него хороший крепкий сон. Если вдруг ребёнок проснется, и вас не окажется рядом, он очень испугается, и в дальнейшем это приведёт к тому, что он будет ходить за вами хвостиком и никуда вас не отпускать, даже в туалет. Поэтому всегда прощайтесь с ребёнком перед выходом.

В идеале несколько раз пробно оставить ребёнка одного дома на непродолжительное время. Важно, чтобы у ребёнка была в доступе его любимая еда/перекусы/вода, так как ему может захотеться кушать (от скуки, страха), и он может в поисках еды залезть, например, на верхние полки.

Важно!!! Обязательно проговорите с ребёнком, что вы собираетесь уйти, и он должен будет остаться один, расскажите, куда вы идёте и когда вернетесь. Это очень важно для его психологического комфорта.
Ещё один важный момент: уходить и возвращаться лучше тогда, когда на улице светло.
Конечно, можно пользоваться и гаджетами 21 века: вы (или другой член семьи) всегда можете позвонить по видеосвязи ребёнку и поговорить с ним.

Если ребёнок боится оставаться один дома, то необходимо понять причину:
  • может быть, он не чувствует заботы и внимания близких;
  • присутствуют какие-то страхи (что с родителями что-то случится, что начнет пожар, что появится какая-то бабайка и другие);
  • ребёнок пережил недавно какую-то стрессовую ситуацию;
  • ребёнок болен;
  • сильная тревожность родителей за малыша;
  • очень чувствительный ребёнок;
  • никогда раньше не расставался с родителями;
  • неудачный предыдущий опыт.

Важно! Если ваш ребёнок вам прямо говорит, что боится остаться дома, то не нужно обесценивать его чувства и унижать его: «Ну что ты как маленький!» Наоборот, это прекрасная возможность пообщаться с ребёнком тет-а-тет и узнать причины. Когда он будет озвучивать свои страхи и переживания, не высмеивайте их. Очень важно, чтобы дома была максимально тёплая и доверительная атмосфера, без ссор и ругани. Оставлять ребёнка дома одного, если он боится, я не рекомендую. А значит, необходимо поработать с его переживаниями и страхами.

  • Возьмите поднос и сухой песок. Предложите ребёнку сделать горки своих переживаний/страхов/проблем. Затем пусть он набирает из каждой горки в кулачки песочек, закрытые кулаки поднимает чуть выше уровня глаз, немного расслабляет руку и наблюдает, как песчинки сыпятся вниз. Необходимое время для упражнения: около 15−20 минут. Хорошо бы параллельно проговаривать всё, что беспокоит ребёнка. По завершении следует разгладить песок и что-то нарисовать пальчиком.
  • Попросите ребёнка нарисовать ушной палочкой/кисточкой свой страх на листе бумаги, только вместо краски используйте растительное масло. Когда рисунок будет готов, попросите ребёнка рассмотреть свою работу на свету. Проговорите, какой милый получился рисунок, хорошо, если ребёнок тоже включится в процесс обсуждения.
  • Из пластилина ребёнок может слепить свой страх или сделать комки своей тревоги. А затем их можно ломать и трансформировать во что-то другое.
  • Страх можно нарисовать. Затем сделать его смешным, забавным для того, чтобы снизить его значимость. Рисунок я не рекомендую выбрасывать! Порвать можно, но потом необходимо составить какой-то новый рисунок, словно из мозаики/пазла.
  • Всем знакомая из детства игра «прятки» также подходит для проработки страха одиночества, темноты, замкнутого пространства. Снимает эмоциональное напряжение. Второй вариант этой игры: прятать игрушки и искать их.
  • С помощью игрушек разыграйте с ребёнком ситуацию, которая его беспокоит. Проговаривайте, как необходимо действовать, если, например, заскучал по маме (можно позвонить ей по телефону). В такой сюжетно-ролевой игре ребёнок учится думать и самостоятельно принимать решения и, конечно, это хорошая репетиция какой-либо сложной ситуации, а значит, в случае возникновения таковой у ребёнка уже будут готовые шаблоны действий.
  • Предложите ребёнку выбрать какую-то игрушку на роль страха. Вы будете играть ей. Правила просты: как только ребёнок будет замечать эту игрушку, он должен её нейтрализовать (кидать подушку, нападать, стрелять и т. д.)

Будьте сами спокойны, последовательны в своих действиях, не обесценивайте чувства ребёнка, и у вас всё получится!
Безопасность