Статьи

Жадина или нет?

Как поделить игрушки, как научить ребёнка сотрудничать и играть вместе с другими детьми, как защищать собственность своего ребёнка и что отвечать на фразу-ярлык «жадина-говядина»?

Давайте сначала разберёмся, в каком возрасте нормально «жадничать».
  • 1-2 года.
В этом возрасте ребёнок ещё не понимает, что такое «жадничать». Он не хочет расставаться с игрушкой, потому что игрушку малыш воспринимает как часть самого себя, продолжение своего тела.
  • 2-3 года. 
В этом возрасте ребёнок начинает определять границы между «моё» и «чужое». В этот период для ребёнка важно осознавать, что его игрушки без его разрешения никто не возьмет.
  • 3-4 года. 
К этому возрасту ребёнок учится говорить «нет». Детки 3х лет часто не делятся игрушкой из-за «вредности».
  • 4-5 лет. 
В этом возрасте для детей важно общение, и они уже понимают, что игрушки могут помочь наладить контакт с другими детьми.
  • 5-7 лет. 
В этом возрасте сильное нежелание делиться игрушками, явная жадность – признаки внутренней дисгармонии ребёнка.

Какие причины настоящей жадности в школьном возрасте?
  • Самая распространенная причина 21 века: ребёнок начинает жадничать всегда и везде, если ему не хватает родительской любви, если родители уделяют ему мало внимания.
  • Агрессивное поведение и жадность могут быть вызваны ревностью старшего ребёнка к младшему.
  • Ребёнок может жадничать из-за того, что он слишком бережливый, он просто переживает за сохранность своих игрушек и поэтому никому их не даёт.
  • Ребёнок может быть жадным, если он слишком стеснительный и нерешительный, поэтому он не хочет расставаться со своими «игрушечными единственными друзьями».
  • Как ни странно, но и избыток родительской любви (это когда мама позволяет ребёнку всё с пелёнок, потакает каждой прихоти) может тоже привести к тому, что ребёнок будет жадным.

А должен ли ребёнок вообще делиться своими игрушками?
Сначала ответьте сами себе на вопрос: «Когда вы дарите или просто покупаете какую-то игрушку/вещь ребёнку, она чья? Ребёнка или ваша?» Если игрушки ваши, то, конечно, вы сами можете делать с ними, что хотите: отдавать кому хотите, когда хотите, ругать за поломку и убирать по местам. А если ребёнка, то тогда почему мы ругаем ребёнка, если он сломал игрушку? Получается, что мы обманываем детей, говоря, что это их игрушка?

«Но игрушки денег стоят!»
Именно поэтому с ребёнком нужно договариваться, что и когда будет покупаться, и каким образом он может возместить ущерб. И просто соблюдать эту договоренность. Именно это, пожалуй, единственный способ научить ребёнка нести ответственность за свои вещи, а если он испортил игрушку, то никто не обязан покупать новую.

Свою собственность тоже надо уважать!
Мы сами приучаем ребёнка к уважению чужой собственности практически с рождения. «Это папин телефон, не трогай!» «Это моя вещь, я не разрешаю брать!» Также мы не даем открывать шкафы и тумбочки с личными предметами. Почему же можно делать исключение для вещей ребёнка? Его чувство собственности тоже нуждается в уважении.

Помните, детям в определенном возрасте свойственно воспринимать любые предметы и игрушки как часть самого себя. Особенно дороги становятся собственные вещи, если ребёнок переживает стресс (например, адаптация в садике, переезд, развод родителей). В такие периоды дети могут не позволить даже постирать свою потрепанную игрушку. В это время не заставляйте ребёнка отдавать важные для него вещи даже на время.


Парадокс: лучший способ сделать ребёнка жадным – это заставлять его делиться!
 И так получается, что если мы смиримся и согласимся с тем, что эта игрушка ребёнка, и никто кроме него ей не будет распоряжаться, то ребёнок будет спокоен, и сам с удовольствием поделится ею.

Что делать, если у вашего ребёнка отобрали игрушку?
Все зависит от реакции малыша. Если ваш ребёнок спокойно на это среагировал, то и вам тоже не стоит заострять на этом внимание. Заберёте игрушку, когда пойдёте домой.
Но если ваш ребёнок плачет или просто недоволен, то вы должны помочь разрешить эту ситуацию.
Нет, не нужно сразу же пытаться вернуть игрушку. Предложите на время «поменяться» игрушками, обязательно скажите, что игрушку ему вернут.
 Но если всё-таки малыш не захочет и меняться, то тогда нужно подойти к другому ребёнку и сказать: «Извини, пожалуйста, но это игрушка моей дочки, и она не хочет ее никому давать».
Совсем не обязательно быть хорошей для других детей, ущемляя интересы своего ребёнка!

  Что делать если ваш ребёнок отбирает у всех игрушки?
Чужие игрушки всегда интереснее, поэтому малышам хочется поиграть с ними даже больше, чем со своими.
Объясните ребёнку, что всегда надо спрашивать разрешения у хозяина игрушки, а без этого трогать чужие вещи нельзя.
Подходите вместе с вашим малышом и спрашивайте разрешения у мамы ребёнка или у самого хозяина игрушки. Показывайте, как можно договариваться, что можно не только просить мячик, но и предлагать свою машинку.

  Почему ребёнок не отдает свои игрушки, но забирает у всех их игрушки?
 Понимание того, что существует «чужое», приходит несколько позже, чем осознание своего «Я». Именно поэтому малыши яростно охраняют свои собственные игрушки, но спокойно забирают их у других детей. Такое поведение является нормальным и говорит только о том, что ребёнок развивается. Просто ему нужно помочь быстрее научиться щедрости.

А как помочь научиться щедрости?
  • Если к вам идут гости, предварительно обсуждайте, что детки будут играть со всеми игрушками, которые увидят, поэтому, «если ты не хочешь, чтобы какую-то игрушку трогали, давай её уберем сейчас».
  • Собирая игрушки на улицу, предложите ребёнку взять игрушки для других деток.
  • Ваш ребёнок умеет ходить и играть в песочнице, но еще не умеет говорить – самое время начать показывать ребенку, как нужно общаться с другими детками. Спрашивайте у деток, а можно ли взять лопатку? Проговаривайте, что это временно, что игрушку вернем. Показывайте, что игрушкой можно обменяться.
  • Если ваш ребёнок категорически отказывается отдавать свою игрушку (не важна причина), не унижайте своего ребёнка, не называйте жадиной, а просто скажите другому ребёнку, что, может, он поиграет с игрушкой в следующий раз.

На самом деле жадность – это просто защита. Ребёнок так пытается отстоять своё, отвоевать право владеть своей игрушкой, книжкой и тд. Ведь практически с рождения ребёнок видит, что у мамы и папы есть свои личные вещи. Значит, такие же вещи должны быть и у ребёнка.

  Ребёнок должен пройти этот этап. Ведь если ребёнок не научится простраивать границы сейчас, он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым в будущем.

Мы, родители, как скульпторы «сами лепим» ребёнка. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь. От родителей зависит, каким будет ребёнок, поэтому им важно как можно раньше определиться с нравственными ценностями и методами воспитания.
Воспитание