Статьи

Зачем детям играть

У детей есть другой прекрасный, экологичный и безопасный способ проживать свои эмоции – это игра!

Игры бывают нескольких видов.
  • Игры с правилами – то есть игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, специально созданные для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Игры на телефоне/компьютере относятся к играм с правилами.
  • Настольные игры – это игры с правилами и специальными предметами, которые помещаются на столе или держатся в руках.
  • Театрализованная игра – прекрасно развивает у детей эмпатию.
  • Режиссёрская игра – ребёнок является режиссёром, действует за кукол и животных, говорит за них, озвучивает их желания.
  • Строительная игра – отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
  • Сюжетно-ролевая игра – дети воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых.
  • Свободная игра – игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы. В ней могут быть правила, но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе. Всегда есть элемент непредсказуемости: никто не знает заранее, как повернётся сюжет. Такая игра затевается ради процесса, нет конечной цели.
  • Дидактические игры – это скорее учебные занятия, организуемые в виде игр.
  • Подвижные игры – это игры, связанные с активностью: бег, прыжки и т.д.
 
В играх ребёнок отражает своё состояние здесь и сейчас. И хорошо, когда есть большой ассортимент игрушек различных категорий.

Выделяют игрушки:
  • для сенсорной игры (природные материалы, тканевые, пластмассовые, железные, меховые, резиновые игрушки);
  • для регрессивной игры (соски, пустышки, бутылочки, животные с детёнышами);
  • для «грязной» игры (глина, краски, пластилин);
  • для игры с водой (посуда, водяная мельница, воронки, трубки, соломинки, бутылки, ванночки, корабли, лодки);
  • для подвижной игры (мяч, ракетки и т.д.);
  • из реальной жизни (все возможные виды кукол, машины, классная доска и т.д.);
  • для творчества (маски, украшения и наряды для ролевой игры, краски, фломастеры, пластилин, глина, кубики, ножницы, клей, разноцветная бумага);
  • для проигрывания агрессии (солдатики, монстры, пистолеты, ружья, мечи и ножи, молоток, дикие животные, динозавры и т.п.).
 
С детскими играми связаны некоторые страхи родителей.
 
Часто взрослые боятся агрессивных игр, так как считают, что из-за них ребёнок сам может стать агрессивным. Например, очень пугает родителей игра в войнушку. Они даже могут прекратить или запретить её. Но так делать не надо! Запрет на игру аналогичен подавлению эмоций, это запрет на их проживание.
Важно понять: если ребёнок так играет, значит, именно так у него на душе. И, запрещая агрессивные игры, вы не сделаете ребёнка «добрым». Дайте малышу возможность выразить свои эмоции в игровой форме, без вашего осуждения. Для эмоциональной системы ребёнка не имеет значения, каким способом эта эмоция выйдет: в игре или в реальности!
Но обязательно прекращайте опасные игры и те, которые нарушают границы другого человека.

Также многие считают, что есть игрушки «только для мальчиков» и «только для девочек». Но это не так. Ребёнок может играть с любыми игрушками, и ни в коем случае не надо стыдить малыша за игры с теми вещами, что «не подходят» ему по полу! Не вешайте на него свои комплексы и страхи. Взаимодействие с разными игрушками позволит вашему ребёнку вырасти полноценной, гармоничной и всесторонне развитой личностью.
Кстати, мальчиков обычно не очень привлекают куклы-девочки, потому что мальчики не отождествляют себя с женским полом. Скорее всего роль куклы у них будет выполнять большой солдатик. Но даже если мальчик играет с куклой-девочкой – это нормально, ведь кукла является просто моделью, образом человека в игре.
 
А у некоторых родителей вызывает вопросы кукла Барби, она кажется им слишком взрослой. Однако в ней нет ничего страшного! Просто родители сами часто наделают символами какие-то игрушки, начинают негативно относиться к ним, запрещать в них играть.
Барби помогают девочкам справляться с трудностями переходного возраста, безопасно обыгрывая разные ситуации. С Барби не поиграешь, как с пупсом, Барби – это взрослый. И в этом её главное преимущество.
 
Отдельной большой и интересной темой в сфере детской игры являются куклы. Зачем вообще они нужны и какие задачи выполняют? 
  • Куклы помогают в проецировании каких-то внутренних переживаний, проигрывании их в различных ситуациях. Ребёнок также может приписывать игрушке качества, которыми не обладает сам (смелость и т.п.).
  • С помощью кукол дети подражают действиям взрослых. Например: кормят игрушку, купают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
  • Кукла – это начало ролевой игры. Ребёнок говорит за неё, проговаривает её действия, то есть берёт на себя образ куклы, исполняет её роль.
  • Кукла помогает в исследовании себя, формировании представлений о своём теле, своих возможностях.
  • Куклы нужны для удовлетворения любопытства (ребёнок раздевает её или смотрит, что внутри)
  • «Странные» куклы могут реализовывать желание выделиться, обозначить принадлежность к какой-то группе, либо такая игрушка может быть просто протестом. В этом нет ничего плохого – это всего лишь ещё один способ сепарации ребёнка.
 
Кстати, по последним исследованиям девочки играют в куклы не из-за «материнского инстинкта», ведь кукла может быть не только дочкой. Кукла – это образ человека в игре, который очень помогает в воспитании чувств и эмоций. 
Примерно с 4 лет девочки начинают проживать этап освоения различных женских ролей. И чем многообразнее по внешности, возрасту, профессии куклы будут у девочки, тем проще ей будет отыгрывать разные состояния. 

Детские игры порой кажутся взрослым просто забавой. Но не обесценивайте детскую игру! Игра – это язык детей, а игрушки – слова. Потому важно дать детям свободу в этой сфере, предоставить им выбор, во что, как и с кем играть.
Игры